Интервью со связующим «Вероны».
Один из лучших российских связующих Константин Абаев в этом сезоне выступает в Италии. Его «Верона» идёт в пятёрке лидеров чемпионата, а сам волейболист во всех девяти матчах выходил в стартовом составе. Правда, не все завершил – главный тренер команды Радостин Стойчев хвалит итальянский язык Константина, но не всегда бывает доволен его игрой. Но это точно не относится к последнему матчу с «Пьяченцей» (3:0), после которого Абаев впервые был признан MVP.
В интервью «БО Спорт» 25-летний связующий рассказал о существенной разнице между центральными в России и Италии, причинах большой загрузки диагонального Ноумори Кейта, поделился эмоциями от местной кухни и признался, что другая страна меняет его поведение.
«Недоволен, что иногда скатываюсь в простую игру»
– Константин, играть в чемпионате Италии легче или сложнее, чем вы ожидали?
– Всё чуть тяжелее, чем мне бы хотелось. В моих мыслях, в моей голове картинка, конечно, была более красочной: что я врываюсь в лигу, что сразу всё получается, нет никаких проблем и шероховатостей. Но оказалось, что всё и сразу не бывает. Всё через работу, время и терпение.
– В «Вероне» – другая игровая модель, чем в «Локомотиве», где многое завязано на игре первым темпом. Насколько тяжело вам перестраиваться?
– Знаете, в чемпионате Италии вообще не так много центров, заточенных именно на атаку. У нас в России пальцев двух рук не хватит, чтобы сосчитать именно атакующих центров, которые дальше трёх метров не бьют, условно говоря. А здесь центры больше настроены на блок. Причём они очень быстрые, мобильные. Вроде нет блока, а через мгновение он появляется.
– Малийский диагональный «Вероны» Ноумори Кейта набирает по 25–30 очков за матч. Для связующего, наверное, счастье, когда есть такой нападающий, но при этом есть риск упрощения игры.
– В любом случае такой результативный нападающий в команде – это огромный плюс. У него в этом сезоне в худший день было 52 процента реализации атак. Грех не пользоваться его навыками. Но нужно делать это правильно. Я соглашусь, что в некоторых моментах происходит упрощение. Я сам недоволен, что иногда скатываюсь в простую игру.
– Грузить Кейта передачами – тренерская установка или ваша инициатива?
– Во многом тренерская установка. Есть надёжный человек, который забивает, набирает кучу очков. Тренер просит меньше рисковать, не придумывать велосипед. При этом лично у меня бывали моменты, когда я заигрывался, терял нить игры и перегружал его передачами, сваливаясь в простой волейбол.
– Кейта, как Владислав Бабкевич в России?
– В плане высоты атаки – да. Он прыгает очень высоко. Снимает мяч где-то там, где Бабкевич и Макс Сапожков.
– В «Локомотиве» вы были безоговорочным первым номером. В «Вероне» вас иногда меняют. Как к этому относитесь?
– С пониманием, в этом нет проблемы. Я всё ещё адаптируюсь к лиге, к стилю игры, который проповедует тренер. Если у меня не получается, если я теряю нить игры, выходит Лука Спирито. Он уже десять лет в «Вероне», из них шесть лет работает с Радостином Стойчевым. Он прекрасно знает требования тренера, возможности игроков.
– Максим Сапожков рассказывал, что не сошёлся характером со Стойчевым, потому что главный тренер его постоянно критиковал. Какие у вас отношения?
– Нормальные, рабочие. Да, критика бывает, но она ведь не из-за какой-то личной нелюбви. Я вижу большое желание тренера сделать меня лучше, исключить из моей игры ошибки, чтобы я приносил ещё больше пользы команде. Работаю над этим. Скажу так: здесь верят в тяжёлый труд.
«В Италии почувствовал себя чужим». Сапожков – о «Динамо», «Локомотиве» и кровопускании
– Объем тренировок больше, чем в Новосибирске?
– Да. Прежде всего, здесь меньше игр. У «Вероны» нет еврокубков, поэтому мы играем только в субботу или воскресенье. Соответственно, есть целая рабочая неделя, чтобы потренироваться. Возможности не упускаем – тренируемся часто, много и усердно.
– Вы уже почти отыграли первый круг. Кто из соперников особо впечатлил?
– Хм, даже не знаю. Первая игра с «Перуджей» была прикольной. Атмосфера в зале, плюс топовый соперник со звёздными игроками. Это было интересно. А так все команды в чемпионате зыбучие – они засасывают тебя в борьбу, цепляются за каждый мяч. Честно говоря, на игру соперников акцентировал меньше внимания, чем на поиск своей игры.
«Когда вернусь из Италии, будет понятно, что я приобрёл»
– По вашим свежим впечатлениям, какой чемпионат круче по уровню волейбола – Италии или России?
– Очень тяжело сравнивать. Обе лиги очень сильные, но при этом разные в плане волейбола. Здесь он более техничный. В Италии меньше игроков с такими физическими данными, как у волейболистов в России. Здесь чаще отыгрываются от рук. Плюс большой упор на защиту, для каждой команды она очень важна. Поэтому мяч держится дольше, розыгрыши более затяжные.
Блок в Италии функционирует несколько иначе. Никто не прыгает по пояс, чтобы чехол надеть на голову. У нас в России, когда ты на высоком мяче собираешься нападать, ты света белого не видишь. Только если по пальцам отыграться – да и то не всегда получается. Когда люди по пальцам бьют условному Лызику или Заболотникову, то попадают в локоть. Тут же центры больше работают на смягчение, на получение контратаки.
– Но, судя по результатам, уровень команд в Италии ровнее?
– Да, здесь вторая шестерка достаточно сильная. Все команды кусачие. Вот в последнем туре «Таранто» обыграло «Чивитанову». «Падуя» до этого помучила и «Перуджу», и «Пьяченцу». Для чемпионата Италии не редкость, когда аутсайдеры бьют фаворитов. Здесь всего 12 команд и нет такого большого разрыва в уровне, как в России. У нас слетел «Шахтёр» и осталось 15 команд, но это всё равно много. Набрать столько сильных игроков очень тяжело.
– После матча с «Пьяченцей» вас впервые признали MVP. Это ваш лучший матч в Италии?
– Пока что да. Я сделал небольшой шаг вперёд по игре, если сравнивать с началом сезона, когда привыкал к другому волейболу, искал взаимодействие с игроками и тренером.
– Летом вы говорили, что в Италии потеряете в деньгах, но надеетесь стать более классным игроком. Получается?
– В любом случае я получаю большой опыт. Уверен, что какой-то прогресс есть. Наверное, результат моей поездки в Италию будет виден если и когда я вернусь в чемпионат России. Там будет понятнее, что я приобрёл.
– С кем из одноклубников сдружились и больше всего общаетесь?
– Не скажу, что с кем-то одним дружу. У нас прекрасный коллектив, в котором я со всеми хорошо общаюсь. Наверное, чаще всё-таки со славянами – словенцем Роком Можичем, чехом Донованом Джаворонком. Кейта тоже наш пацан. Из итальянцев больше общаюсь с соседом по комнате Франческо Д'Амико и Франческо Сани.
– Есть мнение, что к легионерам в Европе относятся более требовательно, чем к легионерам в России. Что вы об этом думаете?
– Если честно, я не чувствую этого на себе. С меня спрашивают точно также, как со всех. Здесь легионер это обычный игрок. Иностранцев не отделяют от местных. Думаю, всё дело в лимите. В России в команде может быть только два легионера. Следовательно, к ним больше внимания. Возможно, им больше помогают в каких-то бытовых вопросах, относятся по-особенному.
– Итальянские издания сообщают, что в «Вероне» в следующем сезоне будет играть Майка Кристенсон…
– Я не обращаю внимания на слухи. Моё дело – тренироваться и хорошо играть в волейбол. Пока я не знаю, где буду в следующем сезоне. У меня с «Вероной» контракт по схеме 1+1. У нас ещё есть время подумать, продолжать ли сотрудничество.
«Почти все выезды – на автобусе»
– От чего кайфуете в Италии?
– Сейчас кайфую от того, что жена Настя прилетела. Какое-то время ждали готовности её визы. Одному было скучновато в чужой стране. Конечно, погода здесь классная. Солнышко светит, около 10 градусов тепла. Кухня шикарная. Возможно, после первых двух месяцев еда уже не так ярко играет на вкусовых сосочках, но всё равно очень вкусно. К сожалению, нельзя есть пасту и пиццу каждый день, иначе можно превратиться в большого человека (смеётся).
– Судя по социальным сетям, вы ходили на мастер-класс по приготовлению пасты.
– Да, ходили с друзьями. К нам в гости прилетели Олег Стояновский и его жена Лиза. Мы вместе ударились в итальянскую культуру и кухню. Приготовили пасту, равиоли, тирамису. Нам очень понравилось.
– Много денег уходит на еду в Италии?
– Команду обедом и ужином обычно кормят в ресторане, а если ходить самому, то довольно дорого. Скажем, паста в любой забегаловке стоит 10–12 евро. Правда, порции везде большие. У нас такая цена обычно в хороших ресторанах. Как мне показалось, некоторые продукты в Италии значительно дороже, чем в России. Скажем, десяток яиц здесь стоит 2,5–3 евро. Получается раза в три дороже.
– Отсутствие перелётов ещё один плюс?
– Однозначно. Насколько я понял, за весь сезон у нас будет одно путешествие на самолёте. Остальные выезды либо на автобусе, либо на скоростном поезде. Верона так удобно расположена, что вокруг шесть команд в одном-двух часах езды. Обычно план такой: потренировался дома, загрузился в автобус, приехал в другой город, переночевал, потренировался утром, сыграл вечером и уехал. Весь выезд – полтора дня. Много времени экономится. Но повторюсь, что мы очень много тренируемся и выходных здесь даже меньше, чем в России.
– Верона – красивый, исторический город. Уже появились какие-то любимые места?
– Не сказать, что есть любимые места, но погулять по городу любим. Мы, кстати, живём в самом центре, в пяти минутах ходьбы от знаменитого амфитеатра Арена-ди-Верона. От него идёт главная пешеходная улица, выложенная розовым мрамором. Недалеко так называемый дом Джульетты. Архитектура, конечно, интересная. Всё такое старое, пропитанное историей. Зданий выше четырёх-пяти этажей вообще нет, как и дворов, к которым мы привыкли в России.
– Как реагируют люди, когда узнают, что вы из России?
– Совершенно нормально. Часто слышу русскую речь. На днях у нас был командный ужин у основного спонсора Джованни Рана. Мы с ним стояли, болтали. Он говорит: «У меня есть друг, мы с ним в Америке вместе учились – он родом из Самары». Мы позвонили ему вместе, поговорили по-русски. К счастью, с этим вообще нет никаких проблем.
– Rana – это ведь бренд пасты?
– Да, это крупная фирма, которая производит пасту, ньокки, а также соусы. У них есть представительства во многих странах. Например, фабрика в Чикаго и ресторан в Нью-Йорке.
– Лучшему игроку матчу в Вероне вручают корзину с пастой?
– Мне вручили бутылку вина. Добротную такую – полтора литра. Из местного сорта винограда вальполичелла. Достаточно вкусный сорт. Знаю, потому что здесь бокал вина за ужином считается нормой.
– Уже открыли?
– Нет, бутылка больше памятная. Ну, если вдруг получится ещё раз получить приз MVP, можно будет какую-нибудь бутылку пустить в расход. Но у нас обычно Кейта все эти призы забирает. Даже в том матче с Пьяченцей» у него было 29 очков и 70 процентов реализации атак. Даже удивился, что меня отметили.
«Модель игры «Локомотива» не изменилась – у них два коня в центре»
– Итальянцы очень эмоционально разговаривают и много жестикулируют. Вы теперь тоже?
– Есть фраза, что если завязать руки итальянцу, то он будет молчать. У нас тоже есть такие ребята. Например, мой сосед Франческо. Он не может не размахивать руками, когда говорит. Даже если их связать, будет дергаться. Когда ты разговариваешь на другом языке, волей-неволей перенимаешь культуру. Так что да – я стал больше жестикулировать. У них тут целая культура жестов. Каждый означает что-то своё, и главное не ошибиться, потому что между некоторыми есть тонкая грань, ненароком можно и грубость показать.
– В волейболе не принято делать этой после матчей, но будь у вас такая возможность, с кем бы поменялись футболками?
– Вообще, договорились с Тисевичем. Очень рад, что Игорь восстановился от травмы и вернулся в игру, желаю ему успехов.
– Следите за чемпионатом России?
– Да. Стараюсь смотреть матчи команд, в которых у меня друзья. Да и в целом игры топовых команд между собой. Сейчас вот у «Локомотива» и «Зенита» серия матчей. Пока 1–0 в пользу Казани. Будем смотреть дальше. Прогнозов делать не стану, но уверен, что и дальше будет интересно.
– Сильно ли поменялся «Локомотив» без вас?
– Думаю, модель игры не должна была сильно меняться, потому что надо пользоваться тем, что есть – там два коня в центре сетки стоят. Сейчас по-прежнему много игры в середине сетки. Но определенные изменения, конечно, есть. В частности, из-за появления другого диагонального. Сейчас Раджаб прилично стреляет. Ивович, как мне кажется, добавил пайпа. По Леалу пока трудно что-то сказать, он мало полных матчей провёл. С «Кузбассом» он сыграл прилично, но с Казанью уже скромнее.
– Ваш последний матч в России – Кубок Первого канала. Какие от него остались впечатления?
– Офигенные! Мне очень понравилось. Приглашайте ещё – я готов. Так совпало, что мы на сборах сидели с «Вероной». Жена ещё не приехала, мне было тяжело одному. Поездка в Москву стала глотком свежего воздуха. Приехал, увиделся с друзьями, получил кучу положительных эмоций. Впервые поработал с Владимиром Романовичем Алекно, а также вышел на площадку с теми ребятами, с которыми никогда во взрослой карьере ещё не играл. Ну, разве что с Димой Лызиком. С Максом Сапожковым мы однажды сыграли на Спартакиаде – и всё.
Было классно поиграть с Димой Волковым, Пашей Тетюхиным, Артёмом Вольвичем. Организация была хорошая. Понятно, что можно было ещё придумать какие-нибудь дополнительные правила, но и так получилось интересно. Думаю, пока нет международных матчей, нужно продолжать делать такие шоу.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Константин АБАЕВ
Амплуа: связующий
Дата рождения: 17 июня 1999 года
Место рождения: Калининград
Рост: 198 см
Карьера: молодёжные команды «Локомотива» (Новосибирск) – 2012–2017; «Монтана» (Болгария) – 2017/18; «Пуатье» (Франция) – 2018/19; «Локомотив» (Новосибирск) – 2019–2024; «Верона» (Италия) – 2024/25.
Достижения в клубах: чемпион России (2020), серебряный (2022) и бронзовый (2021, 2023) призёр чемпионата России, бронзовый призёр чемпионата Болгарии (2018).
Достижения в сборных: чемпион Европы U20 (2018), серебряный призёр чемпионата мира U19 (2017), бронзовый призёр чемпионата мира U21 (2017), бронзовый призёр чемпионата Европы U20 (2016).
Источник: Бизнес онлайн Спорт
Твитнуть |